Чай с дымком…

В свои, тогдашние 25 лет я считался хорошим лесничим. Помимо прочих достоинств этому очень способствовало умение ориентироваться в лесу. По карте, с компасом, по ориентирам на местности, “читая” природные приметы, и так далее.

Учился я этому долго, трудно и увлекательно. Когда знания доходят до мозгов с каждым пройденным километром. Зато и остаются на уровне незабываемых рефлексов. В школьные года, мы с пацанами, последовательно облазили окрестности нашего поселка, километров на 15-20 в округе. Потом студентом в туристических “прогулках” по Уралу.

Чуть позже, на старших курсах, и в первый год работы в лесхозе у меня была возможность посмотреть на ориентирование в лесу с вертолета. Кроме того, работа с аэрофотоснимками, которые давались только для служебного пользования (а карт гугла тогда еще не было), тоже учила воспринимать местность как “свой огород”.

Конечно, случалось, когда я “терялся” в лесу. При высадке с вертолета, когда всю дорогу проспал, нужно было время, что бы определиться с местом нахождения. С похмелья ориентация на месте шла сложно. Однако в целом я не блудил в лесу. И даже до некоторого времени мне казалось, что заблудиться в лесу, то есть не найти куда идти, практически невозможно. До некоторого времени…

Не смотря на то что, вся моя работа была связана с лесом, в свободное время, я любил отдохнуть в прогулке по окрестностям поселка, в котором служил лесничим. Гуляли мы обычно компанией 5-6 человек. Иногда с ночевкой, иногда на несколько часов. Не зависимо от того, на сколько запланирован поход, я по привычке таскал с собой рюкзак с тормозком. Котелок, заварка, сахар, тушенка… В общем запасец на пару дней.

Для таких кратковременных походов за грибами, нами был облюбован небольшой участок леса, примыкающий к объездной дороге. Примерно километра полтора метров на девятьсот. С одной стороны шоссе, ведущее к поселку, далее объездная дорога поселка (длинная сторона), линия электропередач и лесная дорога, замыкает прямоугольник чистое болото, с которого видно дорогу в поселок. На объездной дороге еще и вертолетная площадка, которую и видно, и слышно, почти всегда. Описал так подробно, как место главного действа… Короче заблудиться просто негде.

Собирая грибы, я как-то и не замечал, что выхожу из этого лесочка всегда в сопровождении кого-то из друзей. Пока однажды увлекшись, не отстал от всей компании. Когда мне до дороги оставалось метров пятьдесят, все уже собрались на обочине, посмеиваясь, над тем как я пытаюсь выйти из леса. Я же обходя вроде бы незначительное препятствие, вдруг оказывался от дороги еще дальше. Мне потребовался почти час, что бы не теряя из виду дорогу, и стоящую на ней компанию, все-таки выбраться из леса, почти на четвереньках.
Для друзей это стало темой для бесконечных шуток, для меня поводом задуматься. В выражения типа, леший кружит, я не верил профессионально. Тем более что моя должность лесничий, некоторыми остряками и приравнивалась к “званию” леший. Решение этой (не)задачки просматривалось только экспериментальным путем. Ну мало ли… Устал, отвлекся, или просто выбрал неудачное место для выхода из леса. Бывает.

В следующий раз, для чистоты эксперимента, в этот лесок я подался один. Погуляв несколько часов и решив, что этого вполне достаточно, я направился в сторону ближайшей дороги. Через пару часов блужданий вдоль дороги, посмотрев на садящийся, а потом взлетающий вертолет в ста метрах от себя, я бросил эту бесперспективную идею выйти к людям.

Особого волнения или страха у меня не было. Однако представлять, что будут говорить про лесничего, заблудившегося в ста метрах от поселка, было горестно.

Решив предпринять еще одну попытку, я подался к болоту. Рассудив, что с болота видно дорогу, и выйдя на открытое место, просто будет негде заблудиться. Поначалу так и было. Только метров через сто наткнулся на ручеек довольно широкий и топкий, обходить который пришлось опять-таки по лесу. В результате чего сам ни понимая, как, я вернулся в центр этого лесочка.

Почти смирившись, что самому мне к дороге не выйти, начал ладить костерок. Чайку попить, отдохнуть от бестолковых блужданий, перекусить. Собирая дрова, внимательно разглядывал каждую мелочь, надеясь увидеть хоть какую-то тропинку. Но нет. Полное впечатление, что вокруг глухая нехоженая тайга. И это несмотря на то, что в сотне метров шумят машины, да и лесок истоптан вдоль и поперек.

Развел костер. Сходил к болоту за водой. Грустно посмотрел на недостижимую для меня дорогу. Пока варил чай, решил, что выбираться буду напролом. Выберу направление и буду ломиться по нему, до последнего.

Перекусив и отдохнув под ароматный таежный чаек, прибрал стоянку. Собираясь выбрать направление огляделся, и… В шаге от костра увидел тропинку! Я мог бы поклясться, что ее тут не было. Я просто не мог ее не заметить, пока искал место для костра, пока собирал дрова. Однако же… Через десять минут неспешной ходьбы, когда даже ветки не мешают, я уже был на дороге в поселок.

Мысль, что я опытный лесной человек могу заблудиться, вот так просто, “на квадратном метре” меня “закусила”. Следующая попытка была такой же безуспешной и бестолковой: четыре часа блужданий, стоянка, костер, чай… И тропинка домой, в метре от костра.

Третий раз я решил перехитрить сам себя. Немного покружив как обычно по лесу, сразу направился к месту, где варил чай. Нашел его сразу. Кострище, ствол сосны на котором сидел, запасенные дрова… Только вот тропинки, которая была всего в метре от этого места не оказалось. Ну что ж… Скинул рюкзак, развел костер, попил чай. Убрал стоянку, потянулся, посмотрел кругом… И вот она тропинка…

Логично рассуждая, было вроде бы понятно. Отдохнул у костра, расслабился, и не заморачиваясь пошел своей дорогой. Только не совсем вырисовывалось, почему такое чудо случается в одном месте. По всему лесничеству я дорогу нахожу, не зависимо от состояния усталости тела и духа. А тут только после чая на костре.

Приняв все-таки, что таким вещам в Лесных Академиях не учат, отправился на поклон к старому местному Ханту. Не то что бы шаман, просто уважаемый, знающий ЕЕ (тайгу) человек. Вообще был шанс, что меня даже слушать не станут. Неохотно эти люди делятся с пришлыми своими знаниями. Но все же я был хорошим лесничим, и меня согласились выслушать.

По ходу рассказа моя история Ханта заинтересовала и позабавила. Он внимательно выслушал меня, несколько раз переспросив, как и где я разводил костер, как варил чай, как потом вышел. Только советовать и объяснять, что-либо отказался. Сказав напоследок:
-Думай, лесничий, тайгу слушай, когда чай пьешь. Или не ходи больше в тот лес… Сам не выйдешь, а я за тобой туда не пойду. Нельзя мне. Это твое место.

(Всего 135 просмотров, 1 сегодня просмотров)

Автор публикации

не в сети 3 часа

Valenok

547,9
flag - РоссияРоссия. Город: Западная Сибирь
Комментарии: 310Публикации: 21Регистрация: 04-12-2019

16 комментария к “Чай с дымком…”

1. Знаете, честно говоря, до мурашек пробрало от вашей истории!

Действительно есть в этом (и не только в этом, наверное) мире силы, с которыми нельзя не считаться. И относиться к ним стоит уважительно.

Возможно, в самый первый раз ОН (тот, кто Вас по лесу водил) сделал это из каких-то соображений, которые нам не понять. Мы же не знаем, что случилось бы, выйдите Вы к друзьям на дорогу вовремя, с первого раза… А так оно просто не случилось, и живёте Вы себе дальше. Думаю, он Вас от чего-то уберёг таким образом, потому как увидел, что человек Вы хороший.

В остальные же разы и эксперименты просто подтрунивал над Вами, играл немножечко без всякой злобы… ))

1. Возможно.
      С другой стороны, у многих народов есть обряды подношений лесным духам.
      Те же ханты когда идут по тайге, иногда делают привалы в неожиданных местах. Не самых удобных. Но почему то именно там надо “чай пить”.
      Такие места у каждого свои. Вот одно из них я так и нашел…

2. Леший-леший, а скажи-ка,
    Где тут близко ежевика?
    Понимаю, поздно очень.
    Ну а белые грибочки?
    Мне бы полную корзину
    Наморозить на всю зИму.
    Не ответишь? Да и ладно,
    Нагуляться- тоже радость.

1. В наших лесах ежевики нету.
      Брусника, костяника, морошка, клюква… На северо-восток, к Уралу, княженика есть…
      Белых в этом году немного было. Пособирать в охотку. И пожарить с картошечкой. Употребить под холодную Клюковку, напиток такой приятственный… 😉

Лешие говорят толокнянку собирают. Ягода похожа на бруснику, с мучнистой сердцевиной. Толокнянку еще называют ягодой хантейских мертвецов.

1. Клюква поспела. Вов сяком случае уже собирают помаленьку. Мне нравится после первого заморозка. Становится мягче и хранить надо сразу замораживать. Зато слаще.
          Клюковку настойку на самогоне ставлю. Водке доверять перестал.
          Да и с самогоном выбор настоек разнообразнее.
          ЗЫ: В блоге писал рецепт как я делаю. Надо вообще вспомнить идею с кулинарным блогом…

3. Прекрасный рассказ! Пронял очень.
    И мне так близко Ваше единение с природой, как Вы живёте с духом леса, с его внутренними силами …
    С огромным удовольствием перечитала

1. Благодарю!
      Текстик давнишний. Сейчас работаю в другом месте. В лес выбираюсь реже.
      Когда на вахте, стараюсь с обьекта выйти погулять. Ну и из дома с семьей и друзьями когда есть возможность.
      С духом леса, говоря Вашими словами, тоже ведь не каждый раз получается пообщаться. Даже если забраться в самую чащу. Настрой какой никакой нужен. да и лес не каждый к этому располагает.

1. Уважаемая Алина, рискую Вас разочаровать. Нет. Я такой везде – Valenok. Даже на более-менее серьезных ресурсах. Разве что кое-где добавляю в ник одну букву.
      Моя манера изъясняться это частично профессиональные издержки, остатки того чему учили когда то, шлифованное разницей между цифИрками в паспорте и на календаре… 😉
      🙂 🙂 🙂

4. Забавная история. Сам вырос в местах, где леса за лесами. Был случай, пошли с другом в сентябре за грибами. День пасмурный, на грани дождя. По солнцу ориентироваться сложно. Можно сказать, что этот ориентир отпал совсем. А мох у нас со всех сторон дерева бывает. Хрен поймешь, где какая сторона света. Сначала нас чуть лоси не затоптали. Ломились по лесу как два танка на пятой передачи. Потом гадюки. Потом на кладбище вышли. И так гуляли мы почти до темноты, пока не вышли на дорогу, не остановили машину и не спросили, где мы находимся. А по факту находились в каких-нибудь ста метрах от автобусной остановки, где утром вышли.
    Потом я раздобыл карты окрестных лесов с кварталами. Когда не мог найти выход, шел по просеке до квартального столба. Смотрел на нем номера кварталов и по карте вычислял, где я нохожусь и куда двигаться. Понятно, что в тайге такого нет. Но я для себя такой выход нашел

1. Кварталка штука хорошая. Спору нет. Если знать ее особенности. Стандартный размер квартала – прямоугольник два (с запада на восток) на четыре (с севера на юг ) км. Так же и нумерация идет. При чем номера в каждом лесничестве свои. Вдоль рек (часто) квартала идут по руслу. И просеки бывают не только квартальными. Много особенностей.
      История про то что блудить можно в “трех соснах”. “Потеряшкам” чаще всего кварталка мало чем помогает.
      Разумнее, перед выходом, глянуть карту. Определиться с ориентирами. Дороги, реки, озера. В наших краях нефтяные или газовые объекты. Еще может что то.
      ЗЫ: Только что с рыбалки. По нефтяным дорогам, блудили пару часов.
      Друг уехал накануне. Договорились встретиться на реке. По дороге несколько развилок, с примерно одинаковыми ориентирами. Но это полбеды. Последний участок, поворот на старую лесовозку. А их там четыре. И все идут примерно в одном направлении. Дядька Гугл отказался помогать с самого начала. Километров за двадцать и связь кончилась. Совсем. Помогли рации, и то что лет двадцать назад в этих краях довелось пешочком походить. Только за двадцать лет и лес малость изменился (выруба, “кусты”, горельники)…
      Зато отлично провели время. Даже не смотря на мнение жены о моей способности ориентироваться на местности, вне пределов видимости винных магазинов… 😉